Беседка

Плоды мимолётной страсти: Сергей Есенин и Демьян Бедный

tixxon201007 Январь

Эпиграф:
Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет

(Сергей Есенин, «Стансы» (1924 г.).

* * *
Если современный шансон (арт-шансон) берёт начало в городском романсе и поэзах Вертинского, то песенная поэзия ритмикой, образностью и распевностью, несомненно, восходит к труверам и Сергею Есенину. Был ли Есенин октябрьским «солнцем русской поэзии»? В чём правота эпиграфа? Почему я вижу фрагменты Бедного и Есенина (а между ними – сдавленно чихающих Блока и Маяковского) практически в каждом из пишущих здесь нарпродов? Включая автора, разумеется.
.
Путь наверх.
Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу… © Булат Окуджава.
Карьеризм, стремление прильнуть к власть имущим свойственно было в равной степени и Есенину, и Бедному (настоящее имя поэта, подумать только – Ефим Придворов!). Но шли они путями разными – и не пересекающимися.
Как это было?
.
«Маяковский вступил в РСДРП еще в 1908, успел посидеть за дело революции в тюрьме. Бедный состоял записным автором большевистской «Правды» ещё с 1912 года. А Есенину приходилось скрывать чтение своих стихов перед императрицей, дружбу с убийцей Урицкого Леонидом Канегиссером, религиозные мечты о новой Руси и много чего еще.
.
Вернувшись из-за границы, Есенин обнаружил, что без покровительства в высших эшелонах никуда. Государственный фавор означал плюшечную оплату по высшим ставкам, а деньги постоянно нуждающемуся поэту не помешали бы. Поскольку хитрый Есенин был в политике недальновиден, льнуть он начал к будущим аутсайдерам Бухарину и Троцкому. Бедный же щеголял в друзьях Ленина и Сталина.
.
Бедный жил в квартире Большого Кремлевского дворца, Есенин ютился, где придется. Бедный раскатывал по стране в личном вагоне, Есенин ругался из-за оплаты с извозчиками. Бедный первый в СССР был награжден за литературную деятельность боевым орденом, Есенина чехвостили «упадочным поэтом» (цит. по: yandex.ru/turbo/ygashae-zvezdu.livejournal.com/s/190552.html).
У нынешних нуворишей и их последышей-лизоблюдов есть масса предшественников.
Подлое наследие Византии.
.
О Бедном — или ничего, или почти ничего.
Небесталанный поэт, вовремя примкнувший к штатным агитаторам-пропагандистам большевиков, он был не столь популярной сволочью, как «крайне сомнительный граф» Алексей Толстой. Работы Бедного били в точку и были весьма доходчивы. Бедный ратовал за коллективизацию и добровольный призыв в Красную Армию («Как родная меня мать провожала» стала всенародно любимой песней, её хвалил и Сергей Есенин). Демьян просвещал, ораторствовал и увещевал крестьян на очень доходчивой ноте: вот они, ваши враги! Белая гвардия, чёрный барон.
Не правда ли, напоминает маяковско-пропагандистские «Окна Роста», разве что на крестьянский манер?
.
Легко сейчас Бедного костерить на чём свет стоит.
Попробуйте вспомнить, какой была Россия во время гибели монархии.
Почти целиком крестьянской. Отсталой, забитой, безграмотной.
Темнота религиозных обрядов слепила душу и сердце.
В авторитете был кулак, но не столыпинский фермер, а недозрелый помещик, полу-лавочник, полу-рантье. Со всей его звериной натурой.
Вот и шли ему на поклон, ненавидя и преклоняясь.
Всем, кто готов сейчас рвануться в атаку под знаменем «За веру, царя и отечество», напомню, что разница между религией и верой столь же огромна, как между лужей и озером. Бог один, детей у него полно, в том числе не всегда удачных.
.
Есенин попытался было влезть в чужую делянку, но был нещадно выпнут за полную беспомощность и бездарность. Орал и завидовал страшно, но безуспешно. Остались не прожитыми страной все его «Песни о Великом походе», сборники «Русь Советская», «Страна Советская», «О России и революции»… поэт по-маяковски ломал себя, становясь на горло собственной песне. Но столь же безуспешно, как и сам Маяковский. Лучшее есенинское произведение о революции, драматическая поэма «Страна негодяев», осталось лежать в столе. Что оставалось? Искать себе оправдание в «прозрении». Вот ключевое слово эпиграфа – и всего стиха.
.
Что понимается под прозрением?
Неслыханная образность, велеречивая певучесть, неподражаемый звук стиха. Не отнимешь, вот здесь Есенин был близок был к гению. Тот же Маяковский, искавший рифм и метафор в изломах-трещинах русской речи, был в ранних работах весьма лиричен, но отдалял себя от России. Он был громадным Облаком в Штанах, надземным и надсущностным. Есенин играл в земелю, в рубаху-парня, в сельскую новь. Но был-то, в сущности, весьма расхожим типом мелкого лавочника.
.
Жестокий романс.
Громадные толпы ловили каждое есенинское слово.
Масса экзальтированных женщин готова была носить его на руках.
За что Есенина так не любили Анна Ахматова и Иван Бунин?
Не последние, в общем-то, люди в отечественной культуре. Не буду томить, отвечу.
За лицемерие, патологическую лживость и зависть (АА ехидно называла его «гостинодворцем», то есть заезжим купчиком), породившими, как черное следствие, пещерный есенинский антисемитизм.
.
А. Ахматова:
«Я только что его (Есенина – Авт.) перечла. Очень плохо, очень однообразно, и напомнило мне нэповскую квартиру: еще висят иконы, но уже тесно, и кто-то пьет и изливает свои чувства в присутствии посторонних… все время – пьяная последняя правда, все переливается через край, хотя и переливаться-то, собственно, нечему. Тема одна-единственная – вот и у Браунинга была одна тема, но он ею виртуозно владел, а тут – какая же виртуозность? Впрочем, когда я читаю другие стихи, я думаю, что я к Есенину несправедлива. У них, бедных, и одной темы нет» (цит. по: yandex.ru/turbo/ygashae-zvezdu.livejournal.com/s/152065.html?utm_source=turbo_turbo).
.
Вот пишет Бунин, ненавидевший любую профанацию, бывший ещё и крайне одаренным поэтом (сборник его стихов «Листопад», получивший Пушкинскую премию, так и остался не разобранным на фоне Брюсова, Блока, Есенина):

«Синий май. Заревая теплынь,
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь,
Спит черемуха в белой накидке…
.
Дело происходит в мае, в саду, — откуда же взялась полынь, запах которой, как известно, сухой, острый, а вовсе не липкий, а если бы и был липкий, то не мог бы «веять»?
(цит. по: yandex.ru/turbo/ygashae-zvezdu.livejournal.com/s/229705.html?utm_source=turbo_turbo).
.
Адресую вас, вслед за Буниным, к есенинскому «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло» (ой, мама-джан..) и прочим стонущим глухарям.
Ну, эти ладно… чистые эстеты. Почему «певца земли русской» так не любили крестьяне? Потому что не разделяли уверенности поэта в его, Есенина, величии.
И наш С.А., совершенно взбешённый, пишет:
.
"…Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и пожалуй, что и сам я здесь не нужен".

.
Еще не прозрение, но уже прозорливость.
"Он вышел из глубинки, из народа и возвращаться очень не хотел... " (В. Высоцкий). Отвергнутый родимой почвой и городской эстетикой, Есенин, естественно, искал себе врагов совершенно иного рода. Ходить далеко не надо.
Врагами Есенина были провозглашены Маяковский и Демьян Бедный.
.
«Маяк» талантом превосходил едва ли не весь «Серебряный век».
Чего ему делить с одаренным, но вечно пьяным добрым рязанским молодцем?
Есенин в то время изображал пейзанина с соломой в волосах, хотя родился отнюдь не в крестьянской семье и получил приличное для тех времён образование. Его опекал небесталанный Клюев, а опивала и объедала когорта «поэтов от сохи» рангом пожиже, с трубою пониже. Само собой, на расходы «московскому озорному гуляке» хронически не хватало – отсюда и вопли: «Демьян, отдай мои деньги»!
.
Не был поэт Есенин ни алкоголиком, ни развратником, и не водил он дружбу с ворами. Он очень любил себя, но места для любви так и не нашлось.
Повсюду ему мешали. И ежедневно приходилось строить очередную легенду.
Маяковский всё более погружался в «пучину Бриков», а Бедный, исписавшись и надоев, паскудно вышел в тираж. Оплёванный и забытый.
Таким был вариант жестокого романса «Тройка гнедых».
.
Итак, прозрение.
Мы пленники образа. Мы можем дать его объемно и неожиданно.
Но в девяти случаях из десяти мы просто не знаем, что дальше делать.
Примером ни для кого не являясь, всегда бегу за сюжетом, и в этом я полностью Бедный. Я примеряюсь адресно, и это чистая коньюнктура. Но добежав и прищучив свою «сюжетную партию», сразу же возвращаюсь, иду на поиск поворотов строки (если ранее не набрёл), пытаясь не утерять из виду общее построение-хуки-припевы.
.
И здесь я чуточку Есенин и самую капельку Маяковский.
Везёт, но единично, если заходит Блок… почти шучу.
Песенный текст, он только с виду доступен и прост, знаете ли.
Легко было Рождественскому или Энтину выезжать на одном таланте.
А если нету его, что делать? Пашите, граждане, и пишите.
И следом за прозрением есенинским должна прийти полная ясность – чего вы стоите в этом жанре, на что претендуете. Жить легче не станет, могу гарантировать, но зная себя, легче выдать что-то существенное.
Живите в радости – несите её Отчизне.
.
Традиционно, спасибо, что Вы это прочли.
  • Рейтинг:
    + 43 / 0

Комментарии

122
давайте поразмыслим над этим… спасибо классику Шиненкову А.В. за поданную идею данной заметки… сожалею, но я, похоже, в очередной раз ожиданий не оправдал..)) позор на мои седины.
Ещё как оправдал! Читал запоем…

Только Есенина запинал чрезмерно...))

Я тоже пытался понять суть есенинского фокус — как это он — совершенно плюя на точность деталей, иногда даже как-то нагловато — зачаровывать-то всё-таки умеет…
и — можно ли так… у Бунина — там как раз точность натуралиста махрового, но…
чёт душа откликается на есенинское…

фокус пока не разгадан...))

ну — есть догадки, конечно…
есенину просто плевать на точность — он свой мир создаёт — вполне по законам шлягеров, напишет «груди берёз» (однажённые) и — и всё…
доходит… почему-то и глухари у него поют рядом со свежими копнами, и
иволга рядом с глухарём, хотя в это время в Африке должна быть, и голова на керосиновую лампу не похожа (да сплошь и рядом!) — и — ВОТ!
всё пофиг!
Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!
В последний раз я друга обниму…
Чтоб голова его, как роза золотая,
Кивала нежно мне в сиреневом дыму.

конечно тут фокус! к.г. НП на него не было…

Живите в радости – несите её Отчизне.

ну а закончена статья — вообще убойно…

неожиданно убойно… наполовину их ЗАГСА — наполовину из лозунга КПСС ))

не яря Маяка считает из всех серебряных самым главным талантом...))

(перед Есениным — повинись...)
  • avatar
  • Polina
  • 08 января 2021, 00:43
  • +1
Спасибо за статью! А по-Вашему, всем известные песни на стихи Есенина можно отнести к шансону, или все ж к городскому романсу?
  • avatar
  • PaWeLLer
  • 08 января 2021, 04:07
  • 0
Мне кажется стихи Есенина не стоит относить ни к первому ни ко второму, ибо очевидно что вся его деревенская и кабацкая лирика ни что иное как стёб над окружающей в ту пору действительностью. Горький, осознанный, но всё таки стёб.
Городской романс — предвестник шансона, одна из будущих граней. Песни на стихи Есенина — вполне себе лирический шансон, в них тонкое созвучие души и природы… но, извините, отношения к поэту не сменю.
Наверное, что-то личное…
  • avatar
  • luudvig
  • 09 января 2021, 01:33
  • 0
Городской романс
а что, есть деревенский?
  • avatar
  • kylar
  • 09 января 2021, 08:08
  • 0
деревенского не было и не могло быть.
но был салонный, узкой группы дворян.
городской- уже мещанский, для более широких масс трудящихся))
а что, есть деревенский?

www.youtube.com/watch?v=aT1O2L8qjes&feature=emb_logo

С Уважением
… не столько само деревенское, а, скорее, пониманием МХАТа о том, что есть деревенское… )))

и — душевность (шансонная) — достигнута… однако
не столько само деревенское, а, скорее, пониманием МХАТа о том, что есть деревенское… )))

и — душевность (шансонная) — достигнута… однако

Само Понятие… Что Всё Возможно,,
А Шансон,. в некотором роде,, это и есть- миниспектакль- одного актёра.

По этому Вполне Реально.,, что где то и «Городской»… а где то и к Деревне Поближе))

С Уважением
Почему «певца земли русской» так не любили крестьяне?

лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи…

он понимал… как ни странно — знал себе цену… или — догадывался, кто останется через сто лет — он или Бедный…
Маяковский всё более погружался в «пучину Бриков»

)))

интересный образ… пучина Бриков…
а Есенина затянуло в воронку Дункан…
а до этого его шарахнуло об утёс Зинаиды Райх…
Андрей тоже Всё Почитала…
Мне Понравилось я «Услышала» даже Интонационно ,, Ваше ..(личное) Отношение к Поэтам и К Ситуациям…

Мне Кажется каждый из Них Занимает Свою Нишу… В Мировой Поэзии,,

И Для каждого Профессионального Ценителя ,, или простого Обывателя В Зависимости… От Многих факторов, кто то,, из ни… Будет Являться «Непревзойдённым гением»… а кто то Бездарем ,.«на чужой Делянке»))

Спасибо за Время… и За Эмоциональное Повествование

С Уважением ++
Мы пленники образа

я бы добавил — что ещё рабы метафоры, и повелители рифм…

с есенинскими «советскими» поэмами да — тоже фокус какой-то…
кажется — это была его «охранная грамота» — или он думал, что охранная…
В авторитете был кулак, но не столыпинский фермер, а недозрелый помещик, полу-лавочник, полу-рантье. Со всей его звериной натурой.

УУХХ!

а шо? — Питер…
  • avatar
  • PaWeLLer
  • 08 января 2021, 04:02
  • +1
Из прочитанного уяснилось одно, что судя по воспоминаниям, из Бунина с Ахматовой получились бы превосходные высокорейтинговые нарпроды, а из Есенина… прекрасный персонаж для битья и закидывания тухлыми помидорами. Хорошо, что страсти давно улеглись и уже никому ни до кого нет никакого дела
Павеллер, лицемеров не любили все и всегда.
Несмотря на всенародность признания его СТИХОВ, по-человечески Есенина даже жаль… Блок был душевно болен, но искренен. Маяковский огромен, но заблудился в потёмках женской натуры… Есенин хорошо прижился бы в наше время, но брошен был на рельсы перелома эпох. В 90-е он быстро бы скурвился, и не случились бы нежные строки. Всему свое время.
Есенин хорошо прижился бы в наше время, но брошен был на рельсы перелома эпох.

да, как сказать?.. именно на «рельсах перелома эпох» вся эта троица — Блок, Есенин, Маяковский — кажется — и могли возникнуть… Апухтин, Надсон и пр — на других рельсах… Дербенёв — на третьих… Тихонов — на четвёртых… кажись — рельсы — внутренная составная часть сознания…
они все музыкальны… Маяковский — смесь Бетховена с Rolling Stones, Блок — ащща музыка…
в том-то и фокус — что именно Есенин так и продолжает быть востребованным… до сих пор! при всех его штампах, неточностях, как бы на НП сказали — косяках…
Павеллер, лицемеров не любили все и всегда.

Можно Подумать, именно Здесь,,- Нет Лицемерия)))

И Ни чЁ… как то Тусуемся и умИльно Раскланиваемся… через раз)))

С Уважением
  • avatar
  • irinas6
  • 08 января 2021, 09:01
  • +5
Поэт поэта ненавидит…
Ирина Черных
Поэт поэта ненавидит,
За то, что тот другое видит — В снежинках, ветре, облаках — За то, что не нашел слова,
Такие, чтоб взахлеб читались,
В веках навеки оставались,
За то, что одуревши в доску,
Не сможет он обнять березку…
За то, что написать не сможет,
Что клен опавший — пьяный сторож,
Который вышел на дорогу,
В сугробе приморозил ногу…
И все ж поэт поэта любит,
И каждый знает неподсуден,
За рифмы что мозги терзают,
За то что дышит он стихами,
Поэт поэта обожает — Всегда есть тот, кто прочитает,
Пусть критикует и пророчит — Но все ж читает ваши строчки!!!
Ириша, здесь есть о чем поразмыслить… спасибо огромное.
  • avatar
  • irinas6
  • 08 января 2021, 09:58
  • +1
Тебе спасибо за статью, АНДРЕЙ, вдохновил на стихи, и вообще очень много мыслей на эту тему, полезно иногда задуматься.
  • avatar
  • Petrov02
  • 08 января 2021, 13:01
  • +1
Ух какие стихи замечательный ты написала Ира. Мне реально понравились.
  • avatar
  • rodin
  • 08 января 2021, 09:10
  • +2
Прочитал с превеликим интересом. Задавался подобными вопросами, но не настолько. Подумал — смог ли накропать такую статью. Без ответа… Лень не позволила бы сподобиться на такой труд. А тебе спасибо, всё легло, как на вспаханную почву.++
Женя, весьма тебе благодарен…
Порою то, что отгораживает нас от темы «пустые хлопоты», мы сдержанно называем ленью..))
Андрей с удовольствием прочитал с чем-то согласен с чем-то нет, но в общем интересно В то время политическая пропаганда была как мозоль головах интеллигенции и назойливой мухой в головах большинства остальных Стихи Есенина
и были отдушиной и частично зеркалом реальности и не навязчивости Частично это можно отнести и к Высоцкому
Спасибо, Женя… как ни странно, и я с тобой согласен лишь частично..)) если уж сравнивать, время тогда было разное… по мне так, 70-е годы прошлого века были куда тусклее…
Да было время когда в армии заставляли читать и пересказывать съездовские доклады Брежнева
  • avatar
  • kylar
  • 08 января 2021, 11:53
  • +2
хм))
А. Ахматова:
«Я только что его (Есенина – Авт.) перечла. Очень плохо, очень однообразно,
Ладно, читатели — субъективны. Поэты к поэтам субъективны в кубе)
Что такое поэзия конкретного поэта? Это как камертон определенной частоты, который вызывает ответный отзвук настроенного на ту же частоту читателя.
Поэтому: Есенина я в школьные годы знал наизусть, а сборник стихов Ахматовой выпал у меня из рук на 17 странице и я уснул. Толстой и Достоевский вызывают отвращение, а ПСС Чехова прочитано за 2 месяца.И это нормально, ибо индивидуально. А все их ревнивые взаимоотношения между собой и властью нам никогда не будут понятны. Слишком многого мы не знаем.
Что такое поэзия конкретного поэта? Это как камертон определенной частоты, который вызывает ответный отзвук настроенного на ту же частоту читателя

Олег Николаевич… Очень Хорошо Сказали…

Мой респект Вам +
Олег, ты бы ещё Асадова вспомнил… его вообще можно проглотить всю книжку за поездку в троллейбусе.
Доступность, завлекательность изложения — признаки мастерства автора, но не ценностные его показатели. Нет легче и сладостнее стихов, чем радостный Пушкин, но я всегда предпочитал грустного и хмурого Лермонтова. Дело вкуса, не буду вспоминать ложку дегтя и т.п. Мне важен автор, поскольку значимо, что я могу простить ему как читатель, чего вправе требовать…
  • avatar
  • kylar
  • 08 января 2021, 12:33
  • 0
интересно) «Простить» за что?
ВОт, возьмем 2 дуэли: дуэль Пушкина в защиту чести и достоинства своей семьи и дуэль Лермонтова от скуки и по поводу его оскорбительного троллинга Мартынова. И не только его.
О Пушкине скорбели, а за Лермонтова облегченно все вздохнули, что его шлепнули.
Кого ты «простишь» ?) И за что?)
Простить человеческие огрехи. Смотри, что Пушкин, что Лермонтов в плане внешности были совершенно не привлекательны… но первый брал огневым темпераментом, второй — язвительным умом и талантом. Почему Лермонтов нарвался на пулю? Потому что самоубийство — великий грех. Почему Пушкин, обладая снайперской выучкой, проворонил собственный выстрел? Мне кажется, он сомневался, что правильно целится в этого записного педика… стрелять-то надо было В ЦАРЯ! Я не прощу им обоим. Но и они вздохнули бы насмешливо: да что ты смыслишь в вопросах чести?! Только да время пребывания на НП мне стоило бы раз двадцать вызвать коллег на дуэль..)) но сегодня, разве что на котлетах.
стрелять-то надо было В ЦАРЯ!

)))

якобинец, блин...)))
Темнота религиозных обрядов слепила душу и сердце.
В авторитете был кулак, но не столыпинский фермер, а недозрелый помещик, полу-лавочник, полу-рантье. Со всей его звериной натурой.

статья-то гожа — но такого в ней наговорено...)))

звериной натурой…

на ночь начитался — звери-кулаки приснились, в поддёвках, с топорами и клыками… )))
проснулся — шо за сны??!!! вспомнил — на ночь Тихонова прочёл… :(
  • avatar
  • kylar
  • 08 января 2021, 12:58
  • 0
звери-кулаки приснились, в поддёвках, с топорами
ага)
Причем, у большевичья понятие «кулак» было растянуто, как резинка от трусов.
У меня по отцу деда раскулачили в Крыму. У него было 12 сыновей и одна дочка. На парней полагался земляной надел. Сами ишачили от зари до зари. Была мельница, молотилка, быки, коровы, и все остальное помельче. Раскулачили.
По матери на нищей Брянщине, — имели корову, лошадь и самовар. Тоже- кулаки. Раскулачили)
Большевизм прошелся пожаром по народному хозяйству.Отсюда и голодоморы.
Идиоты и преступники.
Дело не в якобинстве… Николай совратил Гончарову, а Геккерн лишь обеспечил прикрытие.
Николай совратил Гончарову

совратил… выражЕния такие! идёт девчонка Гончарова…

ладно! не буду спорить…

фокус востребованности есенинской лирики до сих пор — и это, кажется. продлится и на 21 век — ближе к теме…
Я же говорил — статья вас всех разочарует.
Я же говорил — статья вас всех разочарует.

«Не включАйте Лазаря»… Андрей)))

С Теплом) и Уважением
Вера, я говорю то, что вижу.
статья — всех взбодрила и взбаламутила…

значит — отличная!
Вера, я говорю то, что вижу.

Я тоже… Статья по Нынешним Меркам — Имеет Очень Неплохой «Общественный Интерес… Резонанс и ещё Будет Набирать „Обороты“…

Если Вы о Рейтинге-???
То Он и Не Должен Выходить за „Рамки Разумного“
Статья в целом Имеет Провокационный Характер., кстати= Верный Ход…
Подогревает Противоречия,, и Усиливает Интерес

и никого Не оставляет Равнодушным…

А что Ещё Надо??

Всё Хорошо Андрей,,
Есенин остался в прошлом. Встречайте Моргенштерна и компанию…
  • avatar
  • kylar
  • 08 января 2021, 12:43
  • 0
ахаха) насмешил)
Есенин остался в прошлом.

правильно выше Вера сказала — что Тихонов нарошно усугубляет...))) все приёмчики матёрого репортёра-блогера ему ведомы… ))
  • avatar
  • kylar
  • 08 января 2021, 14:04
  • 0
про то, что в прошлом- вряд ли.
Общество становится все более кастовым во всех смыслах: и в экономическом и в культурном и в образовательном.Да еще они и пересекаются. И в каждой касте будет свой Храм, свои Кумиры, свой Зал Славы… Во всех смыслах. Моргенштерны — тоже для определенной части маргинальных «условно богатых».
Приемчики? Типа, зашёл слегка хайпануть…
Тогда и вовсе говорить не о чем… сделал из меня лицемера почище Есенина.
разве у слова «приёмчики» только плохой смысл…

а умение завязать продуктивную и оживлённую дискуссию — это лицемерие?..
этак можно и саму т.н. поэзию лицемерием назвать — в жизни стихами не говорят… ))

взял — обиделся на ровном месте… мало того — на месте комплимента в его же адрес… ))

да и Есенин не лицемер — артист, наверное, да…
Приемчики? Типа, зашёл слегка хайпануть


Андрей при чём Здесь Это…

Вы не только в Вашей статье,, Озвучили Документальные Факты Сведения…

Но И Показали Своё Личностные Отношения…
Высказали собственное Мнение, основанное на своем видении ситуации,

Которое (как и Положено) Не совпали с Мнением Окружающих…

Поэтому в Результате Прений- Возникли распри ))

Ничего Нового ,, как Всегда во Все времена))
да дискуссия — вовсе и не распри…

провальная статья — это когда стоит один коммент — «приятно было ознакомиться!» — и — ничего больше…

а дискуссия — даже когда кто в лес, кто по дрова — это отлично!
да дискуссия — вовсе и не распри…

Александр Владимирович… Возможно Утрированно…

Но тем Не менее…

Распря — ж. распрение ср. стар. (от
распирать?) пря, спор, прение, состязанье противников; несогласия, раздоры, ссоры,
. От распри двух соседей и до распри государств — все богопротивно.

в моём же Контексте… это Звучит Больше как — Ирония…

С уважением
да Вер, всё понятно… расспри, дискуссия, приёмчики, методы, приёмы…
я к Андрею — чего это он вдруг к терминам надумал придраться?.. у меня скобки стоят — не стояли бы — написал «методы»…
дисскуссия — которой бы радоваться — вдруг обидела
вся литература — приёмчики…
мне недавно сказал — «ловко расставляете слова» ))) — я счёл за комплимент, я понял, что имелось в виду не ловкость в плохом смысле, из контеста всё понятно…
сделал из меня лицемера почище Есенина.
Андрей, если следовать логике, представленной в статье, то мы все, собравшиеся на данном сайте, тоже лицемеры, которые пытаются встроиться в КЦ, которое требуют держатели данного ресурса… а души-то наши настроены все на разное… Есенин, с моей точки зрения, тоже пытался встроиться в реальность…
Сколько боли, трагизма в его «Сорокоусте»… Образ красногривого жеребёнка, возможно это образ самого поэта…
«Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?...»
  • avatar
  • rodin
  • 08 января 2021, 17:29
  • +1
Абсолютно согласен. В школе Маяковский наизусть… А Есенин ближе к сорока.
Бообмяк так сказать. Всё индивидуально.
ЕСЕНИН:

Хороша ты, о белая гладь,

Греет кровь мою легкий мороз,

Так и хочется к сердцу прижать

Обнаженные груди берез… написано в 1917 году.

АХМАТОВА:

Хорошо здесь, и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз… написано 1922 году…

Ещё бы они любили друг друга...)))
Ирина тоже Согласна+

С Уважением
вот — кстати — наглядный пример — чего хочется спеть, а чего не очень…

только словами эту почти разгадку фокуса невозможно выразить…
А. Ахматова:
«Я только что его (Есенина – Авт.) перечла. Очень плохо, очень однообразно,

так сделаны паразиты-паэты )) — я гож, остальные — так себе…
Северянин о Пастернаке:

Когда б споткнулся пастор на ком,
И если бы был пастырь наг,
Он выглядел бы Пастернаком:
Наг и комичен Пастернак.
Вы спорите не о том… Ахматова раздражала ПЕРЕОДЕТОСТЬ этого купчика. Её биограф рассказывает историю, которую я опустил, чтобы не перегружать статью: Есенин ввалился к Ахматовой пьяно-пьяно, друзья его вповалку разлеглись-захрапели,. Трудно себе такое представить, но тогда поэты считали друг друга братьями по перу… кроме, конечно, «я гений Игорь Северянин!» Ананас, блин, в шампанском. Так вот, Есенин тихо и уважительно бе едовад с хозяйкой на кухне… а на следующий же день, проходя с компанией мимо её в таком же подпитии, сказал какую-то площадную гадость. Не гадость обидна, говорила Ахматова т- а вот эта мимикрия, сволочизм напоказ. Есенин — это человек напоказ… я этим людям не верю.
*Ахматову раздражала
*беседовал… только мне повезло с придурковатым Т9?
Наг и комичен Пастернак.

да… вот — никчемен, а — как бы — и не никчемен… дело вкуса!

восприятие стихов — дело сугубо индивидуальное…

но востребованность для песен стихов Есенина — этого «купчика склонного к мимикрии»)) — удивительна и по-своему уникальна…

как Межиров про Высоцкого говорил — «он не поэт, он Артист...»
до сих пор возмущает… ))

и в то же время — в чём-то он прав…
Межиров прав в том, что в своих песнях Высоцкий непрерывно менял маски: то пьяница-быдло, то як-истребитель, то герой, то влюбленный… я помню, много пел под гитару Высоцкого беспризорникам, в долгом подвале сидючи… так вот, они, к примеру, особо ценили: сказал я, что ж, со мною нож, меня так просто не возьмёшь… а песни про горы? От человека, брявшенося этих гор до полного изнеможения — ещё одна маска. Но Высоцкий был не этим велИк. Он нам вернул разговорную речь, сделал её высоким образцом и подлинным богатством… по крайней мере, я так считаю.
*боявшегося
Он нам вернул разговорную речь

тут — присоединяюсь!
Андрей, я ни с кем ни о чём не спорю… Зачем… Как говаривали наши предки«Кому-то нравится поп, кому-то попадья, а кому-то поповская дочь...»)))
Я не склонна так безоговорочно доверять биографам Ахматовой…
Да и Есенинская «Анна Снегина» вполне возможно где-то и об Ахматовой...)
А сама Ахматова в 1957 году написала об Есенине:
Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное… Земли…


Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи… Сергей Есенин.
Спасибо, Ира… но я не претендую на объективность.
Заблуждения Ахматовой или Бунина мне почему-то дороже есенинских достижений… по мне так, весь Есенин — в прощальном стихе (До свиданья, друг мой, до свиданья..). Здесь нет ничего, кроме разочарованности.
Да и вообще… ни нападать, ни защищать Есенина незачем. Допустим, есть ценители столь высоко ценимой им самогонки, а я её терпеть ненавижу… а самогонке не пофиг?)) Поэзия — мечта о независимости, пусть уж живёт как есть.
Сорри за тавтологию… звонят мне много сегодня.
  • avatar
  • aleks37
  • 08 января 2021, 12:48
  • 0
Андрюха! Для чего сравнивать бездаря и гения? К чему приплетать Ахматову? За труды ++.
А кто из них бездарь? Спор не о том, кто более талантлив… я всё пытаюсь доказать, что авторская поэзия суть продолжение его гражданской физиономии.
Но всем, мне кажется, наплевать.
продолжение его гражданской физиономии.

))) Андрей — нарочно смешишь?..
А что тут смешного? Любой психолог нас вычислит как миленьких по нашим текстикам-песенкам…
Андрей, тут и психологом быть не обязательно — если присмотреться к творчеству каждого из нас чуть повнимательнее, то всё станет ясно: кто философ, кто романтик, кто нытик, кто эротоман (в хорошем значении этого слова...) и т.д.
Мне очень близок Есенин, его светлая грусть по всему...), его некая недолюбленность… и его вселенская любовь…
А его образность для меня-верх совершенства:
«В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот...»
И из этого же стиха, невозможно красиво и чувственно…
«Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук...»
Спор не о том, кто более талантлив… я всё пытаюсь доказать, что авторская поэзия суть продолжение его гражданской физиономии.

Андрей, а зачем Вы это пытаетесь доказать и кому?

Да, каждый чаще всего показывает то, чем наполнен. Только и тут есть много граней. Можно писать — всю Душу нараспашку, а можно искусно сплетать рифмы, совершенно с холодной головой и сердцем. И то и другое имеет место быть, но как понять, не зная ЛИЧНО этих людей, кто искренен, а кто лишь хорошо умеет рифмовать?

Кто-то сказал очень правильную фразу (приведу как помню, не дословно) — вы видите ровно столько, сколько я вам ПОЗВОЛЯЮ увидеть. И этим всё сказано.

Приведу пример на себе, как всегда — из этических соображений.
Я пишу разнопланово: «правильно» (очень условный термин) и нет, в рифму и на созвучиях (что уже давно считается более филигранным, нежели точная рифма — красивая, но ограниченная количеством), практически на любую лирику — любовную, гражданскую, пейзажную, философскую, религиозную, мистическую, есть шуточные, детские стихи и прозаические миниатюры; в музыкальном творчестве тоже разнообразие. Однако, показываю я далеко не всё! Тем более, на данном ресурсе, направленность которого специфична.

И вот КАК Вы или кто-то ещё может сделать выводы обо мне через мои стихи/тексты/песни, хотя я, казалось бы, вот она — современница, рукой дотянуться можно?..

Двое моих одноклассников почти сразу после школы уехали на Украину и когда начались все эти известные события, то даже они не могли дать ответ на мой вопрос, что происходит на самом деле, настолько разобщёнными и противоречивыми были сведения из разных источников. Даже в одной семье были диаметрально настроенные люди, поддерживали разные политические стороны.

Что уж теперь нам говорить о том, какими людьми, или, как Вы выразились
гражданские физиономии
были у авторов, живших так давно и сведения о которых мы черпаем через чьи-то воспоминания или анализ произведений? Тем более, откуда нам знать чувства этих авторов, степень искренности?

Всегда говорила и говорю: нет у меня соперников, потому как каждый находится в своей нише — временной, стилистической, жанровой, Уровневой, территориальной. Мы все — маленькие пазлы одной большой картины под названием «Жизнь», и так ли уж нужно рассматривать чьи-то творения под микроскопом или рентгеном, если о нас самих знают всё (условное обобщение) лишь пара-тройка ОЧЕНь близких людей, а остальные видят лишь то, что мы ПОЗВОЛЯЕМ видеть?

Вопрос, конечно, риторический.
Ольга, ответ крайне прост… Вы можете знать это или не знать, но люди, крайне одаренные в поэтическом мастерстве, не очень-то боятся делать стилистические ошибки… чем выше талант, тем особей язык. Ваша т.н. правильность выдает в Вас текстовика старательного, но не ищущего. Что касается психологического портрета, я мог бы добавить сюда кое-что, хоть и не спец, но прав я буду или неправ, такие вещи не выносят на публику. Дедукция применима не только в криминалистике.
Ваша т.н. правильность выдает в Вас текстовика старательного, но не ищущего.

Андрей а Почему Не ищущего???

Мне кажется Ольга Наоборот… Ищет Регулярно,, и «Капается» в хорошем смысле этого Понятия и в других и В Себе,,

Кстати минусов по Статье,, никому Не поставила…

Каждый Имеет Право ,, На свою Точку зрения…
и Лимит Времени по этой Статье,, Не должен быть Ограничен…

С Уважением
Вера, мой комментарий можно свести к более лаконичному — машину времени пока ещё не изобрели.
Посему, все рассуждения о людях и событиях прошлого базируются на каких-то источниках, степень доверия к коим может быть и нулевой.

Пример из настоящего времени привела на себе для более ясного понимания, о чём я говорю, не более того.
«Кто здесь прав, а кто нет,
Чей останется след?» — нам это знать не дано, а след всех перечисленных в статье уже остался.
Насчёт песенности Есенина… вопрос фонетики.
При пропевании все эти «груди берёз» проскакивают в уши, словно пельмени в масле. По мне так, более пропеваем, к примеру, Киплинг: смысловое богатство, мужественность и романтика. Опять-таки, дело вкуса. Я у Есенина люблю две песенные вещи: «Над окошком месяц», к/ф Корона российской империи, блестяще поет Ивашов… и озорную работу Стельмах «Никогда я не был на Босфоре». Есенина и Пушкина роднит животное владение словом, не видно ниток, сшивающих эти строки. Лермонтов и Блок глубоки и рассудочны… каждому своё.
Есенина и Пушкина роднит животное владение словом, не видно ниток, сшивающих эти строки.

практически — в точку!

с нюансом — что у Есенина-то кое-где видны…
но и то не мешает!
Андрюша прочитал твою статью, интересно, тем не менее время и люди сделали свой выбор
обсуждение закрыто… всем спасибо, кто заглянул и поразмыслил.
обсуждение закрыто… всем спасибо, кто заглянул и поразмыслил.

Как это Закрыто.???? Не смешите меня,, Андрей..))

Я сейчас Выложу текст,, наберу Сразу — 100 Баллов)))
И " Закрою Лавочку." Скажу всем Остальным — «До Свидания,», чтобы «Не Дай Бог»… Рейтинг и Настроение… Не попортили…

Улыбнули… Однако)))
  • avatar
  • Kross
  • 08 января 2021, 22:54
  • +1
обсуждение закрыто
Юридически грамотно поставлена фраза) — вроде и послал всех по домам, и под статью «затыкание» не оформить). Молодца, Андрюха !)
Юридически грамотно поставлена фраза) — вроде и послал всех по домам, и под статью «затыкание» не оформить). Молодца, Андрюха !)

Игорь,, я Поняла Нам тоже так Можно ,,.Если топик,, Не удался а убирать Поздноватенько)))
С Уважением
не исключено — что у него в характере жесткость есть…
не исключено — что у него в характере жесткость есть…

А у Вас Нет… Жёсткости в Характере???
есть…

где не надо, а где надо — нет…

кверху широким всё :(
))) кто-то так старательно минуса ставит...)))
))) кто-то так старательно минуса ставит...)))

Да и На Здоровье… Минуса Показатель,, что Просматриваются комменты… и с чем то Согласны ., а с чем то Нет,.(во всяком случае хочется в это верить)))
согласен — что лепят минуса исключительно из-за переживания за судьбы русской поэзии…

пример тут замечательный привели — рядом два стихотворения, оба хорошие… подсознание понимает, почему один почти готовая песня, а второй нет — а на язык сознание не переводит…
а лицемерие… сложный вопрос… вот — я не читал у кого-то воспоминаний, что у Есенина было какое-то особо-трепетное отношение к матери (в реальной жизни)…
но — «Ты жива ль ещё моя старушка...» — разве можно назвать лицемерным?!
просто — язык не поворачивается…
а вдруг песня — это плата за «холодность» в жизни?..

мистика существует — всех законов жизни и поэзии мы ж не знаем…
согласен — что лепят минуса исключительно из-за переживания за судьбы русской поэзии…

Вот — Вот,, Вся Душа… Изболелась, за Эти Судьбы…

но — «Ты жива ль ещё моя старушка...» — разве можно назвать лицемерным?!
просто — язык не поворачивается…

Да,, Двояко и Пикантно по Отношении к старушке…

Так я Не Поняла.,, Андрей — же Всех Оповестил,,(кажется) ,, что Обсуждения Закончились по Этой теме???

А мы — таки… Ведём Светские Беседы.))

Может Мы Избранные??),, или это Ваша Верховная Мистика??))

мистика существует — всех законов жизни и поэзии мы ж не знаем…
после оповещения — мы как пули на излёте :(
не исключено — что у него в характере жесткость есть…
есть, но только не напоказ…
я процитирую Жванецкого:
каждый человек по-своему прав… а по-моему, нет.
Спасибо за интересную статью!
  • avatar
  • Paul
  • 09 января 2021, 23:41
  • 0
Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу… © Булат Окуджава.
Я всегда думал, что Левитанский. Ошибался?
Не туда разместила комментарий...)
Да, это стихи замечательного российского поэта Юрия Левитанского.
Окуджава спел эти стихи, поэтому многие считаю его и автором слов...)
Прошу прощения за неточность.
Спасибо, Ира, за поправку.
  • avatar
  • PaWeLLer
  • 10 января 2021, 22:36
  • 0
Окуджава спел эти стихи, поэтому многие считаю его и автором слов...)
Никогда Окуджава не пел эти стихи, автор музыки и исполнитель оригинальной версии -Сергей Никитин. Окуджава пел только песни на свои стихи, как и три остальных барда из первой четверки: Галич, Визбор, Высоцкий. Остальные, в связи с отсутствием материала метались от автора к автору.
Возможно я ошибаюсь! Надо было не лениться и глянуть в инет — освежить в памяти дела давно минувших дней...) Да, Никитины пели эту песню! Но мне кажется, что была ещё чья-то версия…
  • avatar
  • PaWeLLer
  • 10 января 2021, 22:48
  • 0
Якира, не было другой версии. Была ещё версия Газманова в 00-ые, абсолютно похабная, немузыкальная, написанная скорее всего в патриотическом угаре, вроде «Я рождён в Советском Союзе, сделан я в СССР»
  • avatar
  • PaWeLLer
  • 10 января 2021, 22:45
  • 0
Только что глянул, ужас, весь интернет напичкан сайтами с текстами песен, где указано авторство Окуджавы. Вообще, то что интернет стал доступен даже в малообразованной глубинке и всякий неуч может отредактировать любую информацию — несомненное зло. Никогда не верьте тому, что абы кто пишет абы где, старайтесь расширять ее кругозор собственными усилиями, слушайте официально выпущенные СД, читайте официально изданные сборники, если не делали это в юные годы. Иначе очень грустная история вырисовывается, невозможно быть хорошими авторами в настоящем, не имея энциклопедических познаний в прошлом.
Тоже сходила в инет...) Нашла ещё версию Виктора Берковского, известного в своё время композитора, барда.Его песни:
Лошади в океане (Слуцкий)
Гренада (Светлов)
Написал песни на стихи: Д.Самойлова, Э.Багрицкого, Ю.Мориц, Визбора, Окуджавы!!!
Ну, слава небесам, теперь и мы, в малообразованной глубинке, будем кое-что знать...)))Пополнили свои энциклопедические знания, теперь кроссворды — держитесь...)))
невозможно быть хорошими авторами в настоящем, не имея энциклопедических познаний в прошлом.
а имея эти знания, можно стать замечательным автором? зовите Википедию, давайте поржём…
касательно ошибки: есть масса ссылок, которые выдают Никитина за Окуджаву… песню я лично не люблю, считаю её трюизмом, поэтому слушать не стал, а зря… вот пример подобного вранья:
audio-vk4.ru/?mp3=%D0%9E%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0+%E2%80%93+%D0%9A%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B%D0%B9+%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%82+%D0%BF%D0%BE+%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5
… с каких поэтов не начни статью — все дороги всё равно приведут к Окуджаве :(
даже если и песня не его — всё-равно к нему приведут…

потому что мы идём в искусство Сентиментальным маршем: www.youtube.com/watch?v=k1D6BTsitSc

мы не с Окуджавы начав, приходим к Есенину — а наоборот…
как ни странно, многие так и приходят, регрессом.
людям свойственно выискивать знакомые слова и интонации… а от них танцевать к незнакомому.
ты, Саша, позволь мне дать ещё один «приемчик»: есть в нынешнем половодье пошлости такая грустная вещь, как есенинщина… эпигоны захлестнули и потопили бардов, потом взялись за эстраду… брр, как вспомню местного нарпродовского «есенчика», мурашки бегут.
а между тем, не будь истока, не прибежала бы речка.
тема статьи не сформулирована как «За что я ненавижу Есенина»…
скорее, это оценка сторон конфликта и их наследия.
а всё свели к моей литературной безграмотности.
исполать вам, добрые люди…
исполать…

где слова-то такие бурут?.. ))

ну, допустим, я соглашусь, что есенин был «царедворцем» — но неиссякаемость (для песен) его лирики (я не про «поэмы») — от этого же никуда не девается… уникальность этого феномена!

и вообще — не будь обидчивым…
я вот из деревни родом — но не обиделся же на твоё

Почти целиком крестьянской. Отсталой, забитой, безграмотной.
Темнота религиозных обрядов слепила душу и сердце.
В авторитете был кулак, но не столыпинский фермер, а недозрелый помещик, полу-лавочник, полу-рантье. Со всей его звериной натурой.

не было там никакой звериности — оч. добрые люди были…
и дремучести религиозной не было… в своё время Россия Европу «кормила»…
жаль — что русское село вымирает… искренне!!!
  • avatar
  • Modest
  • 13 января 2021, 16:02
  • +1
Интересная статья,++
Весьма признателен…
  • avatar
  • darina25
  • 14 января 2021, 18:18
  • +1
Андрей, ну ты и работу проделал!
Столько интересного, особенно о том, кто чем дышал в то время, как шел к вершинам. Мы тут в свою очередь ведь тоже кто, как может, но хочет быть услышанным и понятым. Но вне сайта пишим что хотим и о чем хотим. А главное, оставаться людьми.
Спасибо, Андрей, за твою статью и мастерство. И с наступившим Старым Новым! Новых творческих находок!
Благодарю за высокую оценку моей работы…
Мастерство пока не приходит, сколько я в окна ни выглядывал..))
  • avatar
  • swallow
  • 14 января 2021, 20:44
  • +1
Интересная статья!
Спасибо, Танюша… очень рад твоему визиту.
  • avatar
  • RIANA
  • 15 января 2021, 14:33
  • +1
Андрей, спасибо! Было интересно! Творческие люди и сколько тараканов в голове)))Для меня вот было недавно открытием что Айвазовский был семейным тираном… Ты пиши у тебя здорово получается!
Спасибо, Лилечка… счастлив видеть.
По части писательства, меня скорее надо унимать, а не упрашивать..))
Семейный тиран суть продолжение внутренней мужской никчемности, неуверенности в себе, я полагаю… А. — человек одной темы, ни пейзажа (лесного/горного), ни портрета — может, в этом всё дело?))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.