Продюсерские мысли

Дворовые песни: кусочки мозаики

tixxon201012 Апрель 2017

* * *
Коллеги!
Вот ряд соображений касаемо сути дворовых песен, их месту в обществе и песенной культуре. Соображения разрознены, как кусочки мозаики… будь автор профи-музыковедом, тогда бы, конечно… но я не профи.
Больше того, я не любитель дворовых песен (далее – ДП).
Следует признать, однако, что народные песняры – шуты, скоморохи и лирники, менестрели и трубадуры, труверы и миннезингеры – создали в раннем Средневековье особый песенный жанр, расслоившийся со временем на салонную, причесанную поэзию баллад, сонетов и мадригалов – и на площадный, ехидный говор ДП, язык частушек, эпиграмм и пародий, наивной и каторжанской лирики, оформленной со временем в городской романс, то признанный, то гонимый, а параллельно или позже – в русский шансон:
«Жил в Одессе славный паренёк»
www.shansonprofi.ru/archiv/lyrics/ginsburg/p1/ginsburg_zhil_v_odesse_slavnyiy_parenyok_.html
«Я Мишу встретила на клубной вечериночке»
www.youtube.com/watch?v=4TIhYjMGnag
«Маруся отравилась» (Я.Пригожий/?)
a-pesni.org/dvor/marusja.php
.
Одна из поэтичнейших в моей жизни ДП когда-то исполнялась… джазовым оркестром Айвазяна:
Улица. Сияют фонари, по асфальту шелест шин,
Милая, ты на меня смотри, а не на других мужчин.
Мы зайдем с тобою в ресторан, видишь столик у окна,
Обниму я твой тончайший стан, как тончайшая струна.
Оркестранты будут медленно инструменты заводить,
Мы пойдем с тобой уверенно в танце медленном скользить.
Сакс уныло тянет «Родину», ему следом вторит джаз,
Сколько верст фокстрота пройдено, милая, еще до нас.

tunnel.ru/post-ochen-khotelos-uznat-tekst-pesni-v-gorode-pogasheny-ogni-po-asfaltu
.
Если вдуматься, любая ДП, кроме откровенного стёба, явилась на свет, как романтическая песня протеста. Её описательность всегда несёт желание перемен. Не в смысле ранних криков Сукачёва: дайте свободу, суки!
Там больше позы, чем позиции, я уверен.
Истоки появления протестной ДП лежат в пассивной, вялотекущей, скрытой борьбе народных масс с подавлением любого свободомыслия, столь свойственным власть имущим.
Рядом с официозом, хоралами и рапсодиями «ко дню и по поводу», ни на минуту не умолкая, кричал и кривлялся народный жанр, не блещущий глубинными интонациями, но откровенный, порывистый, издевавшийся над официальными песнопениями и современными нравами.
.
Анализируя программы известной теле- и радиопередачи «В нашу гавань заходили корабли», можно увидеть, что примерно четверть представленных номеров – клоны-пародии известных работ Высоцкого и ранних эстрадных хитов. Почему?
Потому что это – пародии на песни-пустышки (Высоцкий, отмечу, особая тема, он
сам в России – народная, дворовая песня)… так вот, эти песни-пустышки, благодаря блестящим инструментальным обработкам, годами и гроздьями висели на ушах самой широкой в мире аудитории.
.
Отмечу ещё раз: основная причина протестного, очень массового движения ДП – это борьба с откровенным лицемерием властей и их выкормыша, в лице современной эстрады… оговорюсь, в наиболее худших, чисто коммерческих её проявлениях. Отдельные эстрадные хиты – суть, просто авто-пародии.
.
Зачастую, кроме воли ногам, авторы подобных хитов, свистевших из каждого утюга, не рождали ни малейшего отклика – ни в душе, ни на сердце.
Оттого-то авторы их, словно манны небесной, с нетерпением ловили звуки любой самодельной пародии, они гордились и раздували эти иронические искорки, не очень вдумываясь в природу популярности этих пародий.
Пародируют – значит, любят? Поверьте, вовсе не обязательно.
Просто считается (в среде пародистов), что наиболее популярные мелодии, независимо от текста, всё равно привлекут внимание публики.
Однако текст в итоге рулит.
.
Надо отметить, такого рода работы (я имею в виду, песни-пародии) ценности практически не имеют, они были созданы для разного рода капустников, на потеху, поэтому волнуют сегодня, в отсутствие госцензуры (имеется в виду, запретов эпохи 70-х), только своих создателей.
Александр Перевозчиков, «Ах, какая бабушка»:
vkmusic.ru/%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%88%D1%83-%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8C-%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8
.
Центральная тема дворовых песен – романтическая, свободная любовь.
Почему? При любом правителе живое сердце народа оставалось свободным, оно любило, кого хотело, оно искало в песенном жанре печали и выразительности, а вовсе не благозвучия и дежурного оптимизма:
«А ты опять сегодня не пришла»
www.karaoke.ru/song/7207.htm
«Помню двор, занесённый белым снегом пушистым»
www.shansonprofi.ru/person/gagin/lyrics/gagin_pomnyu_dvor_zanesennyiy_snegom_belyim_pushistyim_.html
«Сиреневый туман» (М.Матусовский/Я.Сашин)
music-facts.ru/song/Rarely_Known/Sireneviy_tuman/
.
ДП – это было первое, чему я выучился в нашем дворе лет сорок тому назад.
И даже переделал на собственный лад:
Однажды в поздний час
Сиянье ваших глаз
Я встретил на пути,
Позвольте мне пройти,
Нахал, какой нахал,
Она сказала мне, нахал,
Она сказала мне, нахал,
А я ей ручкой помахал.

У нас любовь – всё врозь,
Хоть подними, хоть брось,
Хоть брось, хоть подними,
Ах, чёрт меня возьми,
Нахал, какой нахал,
Она сказала мне, нахал <...>

Кто пьёт, а кто поёт,
Ведь каждому своё…
и т.п.
(ср. «Нахал», гр. Алиса: audio.nur.kz/text-154465-alisa-nahal)

Я рос, дворовая песня шагала рядом на мягких лапах, с усмешкой поглядывая в мою сторону и бормоча: сможешь-сможешь, не бойся… а смочь пришлось многое, очень многое.
Сегодня мне, рядовому обывателю в возрасте, непросто смириться с тем, что «Голуби летят над нашей зоной»:
zf.fm/song/3207054
или «Голуби целуются на крыше»:
thesong.ru/malinin-aleksandr-8212-golubi-celuyutsya-na-kryshe/
– это род искусства.
Но, в общем и целом, они, как и прочие песни подобного толка, в житейском признании уже не нуждаются. Их главная аудитория – друзья и создатели растущей массы ДП.
.
Дворовая песня со временем стала народным самоучителем игры на музыкальных инструментах – вначале на гармони, потом на гитаре (беру распространенные жанры). Таким образом, песня из церковных или сценических хоров, а также от романсеро, вроде Шаляпина или Вертинского, пошла на улицу, в гущу «народных авторов».
Разумеется, в ДП попало много блатняцкого задора, напускной лихости и видимого пренебрежения к лучшей половине человечества… что бы ни пел мужчина, поёт он только для женщин..))
А если серьёзно, любая, даже внутренняя свобода – не без издержек:
«С одесского кичмана»:
www.youtube.com/watch?v=5UHZ-A-vAcY
«Как-то по проспекту с Манькой я гулял»:
www.youtube.com/watch?v=40TsoxuC4lo
«Два громилы»:
a-pesni.org/dvor/2gromily.php

Немалое пополнение в ДП внёс переделанный на русский манер еврейский народный фольклор:
«Бублики»
www.gl5.ru/sestri-berri-bublichki.html
«Купите папиросы»
www.youtube.com/watch?v=xOAXIrsynw8
«Я милого узнаю по походке» (Yardena Arazi, «Зачем я вас, миленький, узнала»):
iplayer.fm/artist/2059786-Yardena_Arazi/
«Эх, загулял мальчонка, парень молодой» (Yardena Arazi, там же, трек #4)
iplayer.fm/artist/2059786-Yardena_Arazi/
.
Сюда же можно отнести и талантливо сымитированный А.Розенбаумом «одесский цикл», оставшийся непревзойденной вершиной его творчества:
«Приходите к нам на огонёк»
thesong.ru/aleksandr-rozenbaum-8212-zaxodite-k-nam-na-ogonek/
«Гоп-стоп»
www.youtube.com/watch?v=i9VYucEfpAI
.
Эти песни и сегодня, лет тридцать-сорок спустя, всё ещё поют во дворах.
Враньё, что гитара ушла, она кое-где затаилась…
Не стоит, впрочем, отождествлять дворовое исполнение и дворовую песню… не всё, что пели и поют по дворам, является «искусством подворотен», но многое пришло к народной культуре.
Так, песни Антонова остались недосягаемой высотой для современных нам авторов, при этом их распевают не только со сцены.
А вот Буйнова и Добрынина не поют, как не поют друг друга улица и «грандиозное войско попсовое». А если и случается, какое тягостное это зрелище… без подтанцовки, без полу-раздетости солисток, едва прикрытых словесно-музыкальной и прочей ёлочной мишурой.
.
Более близкий, чем попса, к народному творчеству, а в особенности – весьма вдохновленный успехом ДП в народной среде, эстафету дворовой песни подхватывает русский рок (РР) – к примеру, «Чиж и компания».
Порой РР сочно имитирует всё ту же ДП (Гарик Сукачёв):
«Мой Фантом, как пуля, быстрый»
www.youtube.com/watch?v=9XewOH8co2o
«По полю танки грохотали»
best-muzon.me/online/listen2439.html
«Вот пуля просвистела, в грудь попала мне»
www.youtube.com/watch?v=bGz2077RKNA
«Моя бабушка курит трубку»
www.youtube.com/watch?v=y1PIWuleqEU
«Дроля мой»
www.youtube.com/watch?v=Y8WdMGyszC8

Любопытно, как много позаимствовала дворовая песня в винтажных работах поэтов Серебряного века (Гумилёв, Северянин, Вертинский), порой воспользовавшись лишь дыханием классического стиля, интонацией грустной задумчивости:
«Шут и королева»
www.liveinternet.ru/users/2496320/post294309573/
«Это было у моря, где ажурная пена»
mp3.cc/m/76947-aleksandr-novikov/18303036-eto-bylo-u-morya-igor-severyanin/
«Есть в Батавии маленький дом»
a-pesni.org/dvor/estvbolivii.php
Бродя в народе, как закваска, ДП не раз обретала звук в запрещённых когда-то есенинских строчках:
www.youtube.com/watch?v=sCFn88yEGpc

Сегодня мы плохо представляем себе реальные масштабы этой подводной стихии. Ясно, однако, что пренебрегать ей не стоит.
Традиционно, спасибо, что Вы это прочли!
  • Рейтинг:
    + 37 / 2

Комментарии

30
велкам, кому охота поразмыслить..))
  • avatar
  • Innastar
  • 12 апреля 2017, 16:49
  • +2
Я не осилила, но за титанический труд плюсы!
Я не осилила, но за титанический труд плюсы!
тут добрая половина — это ссылки и тезисы… читается очень просто..)) спасибо, Инна!
  • avatar
  • Innastar
  • 12 апреля 2017, 16:54
  • +1
Так я дочитывала до ссылок, переходила по ним…

Интернет слабый. Не тянет…

Потом возвращалась обратно, забывала где закончила читать. Перечитывала с начала…

Потом решила, что нужно время. А я одной ногой в огороде, а одним глазом здесь))
А я одной ногой в огороде, а одним глазом здесь))
у меня весь огород в рассаде на подоконнике..))
  • avatar
  • Innastar
  • 12 апреля 2017, 16:59
  • +1
у меня весь огород в рассаде на подоконнике..))

У меня тоже есть в квартире) На подоконнике и на полу и везде..))

Но Дякуваты Богу, уже по трошки начинаю перевозить стаканчики))
ну за труд ++ — Местами спорно все — и на совр поп сцене есть вполне достойные вещи — но эт моя точка зрения канеч… кста не знал что Буйнов чет писал)
Местами спорно все — и на совр поп сцене есть вполне достойные вещи
поп-музыка и попса — две очень разные вещи..
кста не знал что Буйнов чет писал
Буйнов исполнитель, как и авторы-исполнители Антонов и Дербенев… поют ведь то, что слышат, а не то, что читают..)) спасибо, Дима!
  • avatar
  • daniel
  • 12 апреля 2017, 18:23
  • +1
Андрей привет.Я осилил твою статью и признаюсь не совсем с нею согласен.
Для меня дворовая песня дело возрастное.Были пацанами, учились так себе,
вечерами ходили по улицам и кричали песни под гитару.Не все умели играть, но
кричать получалось у всех.Прошло время и нам начали нравиться песни о нежной
любви и т.д. по эволюции.Я бы не стал писать диссертацию на тему что конкретно привозил из Херсона кроме арбузОв Костя-морячек.Почему? Да потому,
что это никому не надо.Были пацанами было надо, а сейчас нет.Удачи Андрей.
спасибо, Дэн! ты просто не всё прочёл… дворовая песня давно на сцене обосновалась..))
  • avatar
  • daniel
  • 12 апреля 2017, 18:35
  • +1
Хорошо сейчас прочитаю еще раз и очень внимательно!
Всё написанное в шапке — полнейшая чушь… Какой то сарказм — полный не понятного мне разочарования не понятно в чём…
без комментариев.
Есть люди — которым дано написать песню — которую будут петь везде… И есть люди — которым этого не дано…
И теория тут не поможет…
ещё банальности будут?
  • avatar
  • tur6133
  • 12 апреля 2017, 20:14
  • +1
На свободу с чистой совестью и сразу в бой?)))

Тока не зарывайся, брат, а то опять на нары...)))

А ваще, молодцА, Андрей!!!
спасибо, Коля!
  • avatar
  • Rustem
  • 12 апреля 2017, 19:18
  • -2
Поддерживаю комментарий Горелика.
  • avatar
  • nika
  • 12 апреля 2017, 22:56
  • +1
Андрей, респект за проделанную работу!++
спасибо, Ника, весьма признателен!
  • avatar
  • Alex-sar
  • 12 апреля 2017, 23:49
  • 0
Молодец, Андрюш! Выслал тебе предложение, будешь работать журналистом...)))
Квартиры и без тебя не продадутся...)))
Выслал тебе предложение
да я бы с радостью, но Хастлер с Плейбоем мной не интересуются..)) давай, Сашенька — жду, разумеется… а квартиры, видишь ли, и со мной, и без меня никто брать не хочет — тут и жрать-то порой не на что..))
  • avatar
  • dikinet
  • 13 апреля 2017, 08:46
  • +1
Очень интересно!
Катюша, спасибо!
Андрей интересно ем по частям чтоб переварилось
спасибо, Женя!
  • avatar
  • sonica
  • 14 апреля 2017, 20:40
  • +1
Вот это труд!!! Вот так работают настоящие нарпроды! Молодец, Андрюша!
Наташа, спасибо за труд всё это прочесть!))
  • avatar
  • VLADILOV
  • 15 апреля 2017, 01:27
  • +1
Любопытно-познавательно.спасибо
за подробную разработку темы.
благодарю, весьма польщён!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.